Оцените отзыв
Есть в мире произведения, которые стоят у истоков всего. С них начинается жанр, целое направление, художественный метод и ключевые образы и фигуры, которые подхватываются и разносятся по континентам и странам, передаются из поколения в поколение. «Берсерк» - как раз такая история, которая дала начало сэйнэну в самом жестком смысле, сформировала стандарты манги «для взрослых» и показала, какой должна быть графическая новелла в стиле «dark fantasy». Не удивлюсь, если «Берсерк» является родоначальником всех слэшеров, поскольку механика боя главного персонажа соответствует стандартам всех современных «руби-кромсалок».
«Берсерк» привлекателен и фундаментален именно благодаря своему исключительному сюжету. История о воинском братстве плавно перетекает в массовое жертвоприношение, а затем – в борьбу главного героя против зла. Причем не типичного – разумного и вызывающего сочувствие зла. Зло в «Берсерке» зачастую неразумно, ведет себя как простейшие организмы, которые без жалоб и эмоций просто жрут все, что видят, режут все, до чего могут дотянуться. Бессознательное и всесильное, всеползучее, всеживучее зло – одна из важных фишичек сериала.
Главный герой этого эпоса – Гатс, наемник по образу жизни. Тяжелое детство и многочисленные испытания закалили его дух, тело и разум. Он всегда спокоен, когда не безумен от ярости, всегда равнодушен, пока его тело может терпеть раны и боль. Случай сталкивает его с предводителем банды «Ястребов», небольшого отряда наемников - Гриффитом. Он – прямая противоположность главному герою. Гатс крепок, незамысловат, честен и не амбициозен. Он скорее жуткий, чем привлекательный, скорее отвращает от себя, чем вызывает любовь. Гриффит – баловень судьбы, чье ангельское личико покоряет людей, а черная душа губит всякого, кто поверил в него. Его амбиции чудовищны, методы – бесчестны и крайне эффективны. Он идет по головам, улыбкой и мечом расчищая себе путь в светлое будущее.
Однако это всего лишь предисловие, много раз экранизированное и разлетевшееся по всему свету. В конце концов, завязка основного сюжета выросла в отдельный сюжет, и автор вроде бы поставил точку….
Однако то, что происходит с Гатсом после победы амбиций Гриффита, намного сильнее и глубже завязки. Чтобы не портить впечатление читателям, скажу, что речь пойдет о страшной катастрофе, которая уничтожит почти всю банду Ястребов. Перед ними разверзнется ад, и Гатс, проклятый наравне со своими товарищами, только чудом выберется из него. Однако теперь все темные твари мира, будь то тролли, мавки, бесформенные зомби, комки ярости и ужаса, оставшиеся после погибших в лесах, полях и городах, все-все существа, которые можно и нельзя представить, будут искать Гатса, пытаться жрать Гатса, охотиться за ним ночи напролет. И главный герой раз за разом будет рубить полчища чудовищ, идти дальше, плохо спать и лихорадочно искать убежище.
В мире не так много сюжетов, где главный герой, будучи добычей годами, умудряется все еще стоять на ногах и даже не сходить с ума окончательно. Только за эту концепцию Миуру нужно носить на руках, поскольку не было еще героя с такой чудовищной выдержкой, с такой безумной жаждой жизни, как у Гатса. Рядом с ним меркнут и все «преодоления», вроде Наруто и Луффи. Кирито стыдливо прячет меч и глазки, и лишь дядя Алукард может постоять рядом, почти как равный Гатсу.
Вторая причина превозносить «Берсерка» заключается в том, что автор писал истории настоящих людей, живших в мрачном Средневековье. Социальные катастрофы того общества и менталитет персонажей заставляет читателя седеть от ужаса. Здесь есть пародия на борьбу Инквизиции с ведьмами, пародия на христианство в целом, и Миура беспощадно иллюстрирует грехи всех церквей и верований. Кроме того, в сюжет вплетены такие явления, как рыцарство, магия арабов и индусов, религиозные войны и борьба за территории, дворцовые интриги, чума, голод и т.д. Кентаро Миура вставляет целые блоки истории человеческой в свое повествование, потому «Берсерк» кажется реальнее прошлого, реальнее того, что написано в учебниках истории.
Разумеется, это сделало каждого персонажа живым человеком со своей социальной средой и трагичной судьбой. Гатс встречается с куртизанками, кузницами-изобретателями эпохи возрождения, маленькими девочками, которые пытаются удрать из отчего дома из-за пьющего родителя или по зову темного мира. Он рубит горе-вояк всех мастей, будь то благородные рыцари или тупые наемники, но каждый его враг или друг – личность, у которой была своя история, обычная бытовуха с пьянством, болезнями, травмами, красивыми или уродливыми женщинами, каждый добывал еду, искал ночлег и пытался нормально жить. Такую работу над персонажами редко встретишь в классической литературе, а уж в сэнен-манге такая работа считается излишней.
Не хотелось бы раскрывать всех персонажей, описывать их, и портить тем самым удовольствие новичкам, лишь скажу о персонаже начала 200-х глав, о ведьме Ширке, маленькой девочке, которая кастует, как бог. Обычно, если в мангу вводят лоли или типичную деву из махо-седзе, то сюжет скатывается на дно, мангу можно закрывать, поскольку назревает гарем. Обычно волшебницы абсолютно бесполезны в любом сюжете, и служат только для постельных сцен. Однако гений Миуры доказал, что в такой суровой манге должен быть голос разума, существо, исполненное света и бескорыстия, существо, которое нужно не для привлечения хикки-фанатов и размышлений на тему хентай-манги.
Одновременно не хватало объяснений, почему темные твари всех мастей безнаказанно жрут людей. Все дело в том, что фанатики местной религии уничтожили всех защитников людей, всех добрых существ, будь то ведьмы или эльфы, так что все волшебство, все сферическое добро попряталось по углам этого мрачного мира, наплевав на судьбу глупых людишек. И только случай столкнул Гатса с одной из последних ведьм, которая при этом не уверена, что должна поддерживать главного героя.
Взаимоотношений Гатса и Ширке очень интересны и глубоки: еще не было настолько полезной девочки-спутника, еще не было такого мудрого наставника женского пола, как юная Ширке. И еще не было такого ангела-хранителя, как она, ведь Гатс, защищенный мускулами и гигантским мечом снаружи, совершенно слаб, если дело касается души и разума. Его ярость – главный враг, его безумие неудержимо, и лишь могучий дух юной ведьмы держит Гатса над пропастью. Страницы, где показано их сотрудничество и искреннее стремление защитить друг друга – прекрасны. Здесь нет любовной линии и нет ничего, кроме чистых человеческих взаимоотношений, после которых ты веришь в человечество вообще.
Можно долго говорить о прекрасных пейзажах этой манги, о динамических сценах, от которых захватывает дух, о чудовищно мощных эмоциях всех персонажей без исключения, о символизме и прекрасной графике в целом, и ведь «Берсерк» с годами только лучше и реалистичнее, но это надо увидеть самому. Первые главы могут не впечатлить, поскольку манга старая, и в те времена гламурная рисовка SAO и любой другой стандартной «попсы» не существовала. Но ближе к середине недочеты лиц или угловатость фигур не будет вас волновать вообще, проявятся тренды покраски и обработки теней последнего десятилетия, и ощущение, что держишь древность, полностью испарится.
Однако вы должны знать, прежде чем отправитесь в путешествие вместе с Гатсом, что эта манга крайне натуралистична. Если у вас душа нежной феи, пусть и спокойно переваривающая вид крови, от некоторых картин этой истории вас будет выворачивать наизнанку, а от некоторых – трясти от ужаса несколько недель. Кровь, внутренности, бесформенные тела, которые образуются в нечто трудно объяснимое, и тем более описываемое; крайне правдивые сцены пыток, анатомически верные последствия всевозможных травм, горы и моря трупов, которые складываются… Понимаете? Одна сцена вряд ли свалит вас с ног, но эти сцены последовательны, масштабны, и если еще их правильно понимать и представлять, то чудо, что вы не сойдете с ума. Даже пресловутая «Атака Титанов» - история про единорогов и фей по сравнению с этой жестью. И разве что Лавкрафт может напугать вас сильнее, если у вас достаточно развито воображение.
Если вы не боитесь пережить этот опыт - то читайте эту мангу прямо сейчас. После нее вы поймете, что весь ваш читательский опыт был ничем, и что ничего до, ничего после «Берсерка» никогда и нигде не будет. Эта история – эталон, концентрация лучших идей и лучших течений культур Запада и Востока. Это лучшее, что будет с вами, в конце концов.
Дата публикации: 06.02.16