"Спокойной ночи, Пунпун" - это, наверное, самая сложная для восприятия манга из когда-либо мною прочитанных. И я сейчас даже не пытаюсь слыть интеллектуальной элитой.
Пунпуна никто и никогда не сможет понять до конца. Ни окружающие его люди, ни читатели. В Пунпуна было впаяно столько слоев и метаморфоз, что иногда тебе даже больно вспоминать о том, с чего все начиналось. А начиналось все в таком близком на тот момент Пунпуну космосе, на его личной звезде, где он должен жить в радости и безопасности. Со временем космос становится все дальше. Пунпуну хочется, чтобы звезды никогда больше не падали.
Персонажи "Пунпуна" уродливы и по-своему прекрасны. Автор заставляет нас чувствовать себя неловко каждый раз, когда мы находим с ними наши какие-то личные точки соприкосновения. Они не из тех, на кого хочется быть похожими, они даже не из тех, кто могут "нравиться".
Сати борется со своим эгоизмом. Сэки просто нужно себя чему-нибудь (кому-нибудь) посвятить. Симидзу нуждается в чужой вере. Дядя Юити сомневается в том, что поступил правильно, а Мидори практически насильственно пытается развеять эти сомнения. Отец Пунпуна многое упустил, маме Пунпуна хочется многое успеть.
Сам Пунпун - это какая-то внезапная смесь японизированного Генри Чинаски и Уихары из "Паразитов". Но, что самое забавное: больше всего в Пунпуне все-таки читательских следов. Оттого и тошно. А болезненная влюбленность и зависимость Пунпуна от Айко сначала даже кажется нам милой. Потом трагической. А потом ты понимаешь, что он жил этим на уровне инстинкта, он заменил все чувства этой привязанностью и эмоционально не был способен ни на что, кроме нее. Сама же Айко кажется нам всем настолько далекой и эфемерной, что, когда она все-таки оказывается настоящей, нам в два раза труднее понять, что и почему ее так гложет.
В принципе, все сюжетные линии - это куча неудачных попыток догнать, зачем все вокруг происходит. Все персонажи находятся в вечной гонке на неопределенной дистанции, потому что в какой-то момент кто-то из них меняет направление или даже пытается остаться. Если привычная нам манга обычно помогает избежать реальности, то "Пунпун" погружает нас в нее еще глубже. Сначала нам скучно, муторно и привычно. Потом нам грустно. Нам же грустно, правильно? Потому что нам кажется, что мы понимаем. Мы себя в ком-то узнаем и с кем-то ассоциируем, и нам кажется, что станет немного легче, если хотя бы какая-то проекция наших с вами проблем найдет свое решение. Пусть даже не на самом деле. Поэтому мы ждем.
Ну и под конец.
А под конец нам становится страшно, мы становимся чудовищно беспомощными от осознания того, что мы видим. Эй, а помните, как все начиналось? А помните, когда нам было просто грустно? Уберите это от нас.
Манга Асаны-сан всегда оставляет после себя мерзкое ощущение того, что все описанные события только что произошли с нами. И мы почему-то были не в состоянии повлиять на последствия. И мы не знаем, как на это реагировать, в большинстве случаев нам даже трудно определиться с тем, хотим ли мы это помнить. Символизм "Пунпуна" чудовищен.
Это был еще один хороший день Онодэры Пунпуна.