Оцените отзыв
Волна популярности этой манги пришлась на 2013-2014 год, в основном среди юной аудитории. Произошло это благодаря тому, что по большей части каждую главу можно разобрать на циничные цитатки, которые вне контекста можно трактовать как жизненные и очень мудрые. А ещё на красивые фреймы с Айко. Юноши любят претенциозность. Я сама на это повелась; мне тогда было лет пятнадцать. Кто-то считает мангу шедевром и вершиной человеческой мудрости, а кто-то считает, что она берёт на себя слишком много и способна впечатлить только тех же претенциозных подростков. Осмелюсь заявить, что оба этих мнения и верные, и неверные.
Недавно
я прочитала эту мангу во второй раз, сейчас мне уже двадцать два. И моё мнение
поменялось кардинально. По большему
счёту рецензия будет посвящена удивительной разнице в восприятии, потому что в
первый раз я читала её подростком, разделяющим мир на чёрное и белое за
неимением никакого жизненного опыта, а во второй — уже более сознательным
человеком, давно высунувшим нос из своей зоны комфорта и переосмыслившим многие
вещи.
Спойлеры присутствуют, и много. Если вы их боитесь, то вам хватит последних двух абзацев.
До прочтения Пунпуна я читала только незамысловатое сёдзе, боевики, всякие ужасы, в общем, такие вещи, которые прививают привычку условно разделять героев на хороших и плохих. В отношении этой манги это может быть самая большая ошибка, которая кардинально повлияет на общее впечатление. Здесь нет хороших персонажей, здесь нет плохих персонажей. Герои этой манги олицетворяют те или иные типы личностей, здесь даже не у каждого есть какая-то значительная роль в сюжете. Они просто есть. Обилие и разнообразие личностей придают больше оттенков и реалистичности этой повседневности, наполняют её. Действительно, можно выкинуть из манги пару-тройку героев, и сюжет от этого не пострадает никак, но восприятие этой реальности уже поменяется, будет не таким полноценным.
Моментом, когда я окончательно перестала разделять персонажей на хороших и плохих, стало свидание Пунпуна с Азусой Каниэ в шестом томе. Это та девушка, с которой он встретился на вечеринке старшеклассников, пытался произвести на неё впечатление и затащить в постель, но был отвергнут из-за разности их взглядов. Во время первого прочтения я воспринимала нравоучения Каниэ о семье и морали как истину, которую через неё преподносит сам автор. А Пунпун казался злодеем. Казалось, что Пунпун мыслит и поступает неправильно. Ведь персонажи могут быть либо хорошими и правильными, либо плохими и неправыми.
Но
во время повторного прочтения Каниэ вызвала у меня раздражение. Для меня она стала
олицетворением того типа людей, которые считают свои жизненные взгляды и свою
модель отношений истинно верной и в штыки воспринимают мнения, отличные от
своего собственного. Каниэ ничего не знала о его жизни и его семье, но
попрекала Пунпуна за его отношение, потому что в её мировоззрение на тот момент
не укладывалось то, что бывают несчастливые семьи, что бывает не так, как у
неё. Что бывает иначе. И это не делает Пунпуна плохим человеком.
Во время первого прочтения я тоже порицала Сати за то, что она якобы принудила Пунпуна воспитывать чужого ребёнка, потому что я, как и многие, видела ситуацию только с одной стороны. Почему-то я не учитывала того, что Пунпун первым отверг её. Не учитывала того, что Сати не была связана никакими отношениями с Пунпуном, который к тому же игнорировал её несколько месяцев. И она не была обременена никакими обязательствами перед ним и имела право спать с кем угодно. В конце концов, Сати прямым текстом говорила, что когда объявляла Пунпуну о беременности, то хотела лишь посмотреть на его реакцию, чтобы понять, что он чувствует к ней. У неё и в мыслях не было перекладывать на него какую-то ответственность.
Похожая ситуация произошла ранее, когда Мидори переспала с Пунпуном. Мидори — девушка Юичи, дяди Пунпуна. Во время первого прочтения эта ситуация была для меня максимально непонятной и противоречивой. Мне казалось, что Мидори тоже поступает неправильно. Мол, ну и что, что Юичи изменил ей и пропал куда-то на несколько месяцев? Они ведь до сих пор не разорвали отношения официально.
Сейчас я понимаю, что формальности создают в отношениях такие рамки, которые с возрастом размываются всё сильнее. И в конечном итоге важно лишь то, какие между двумя людьми отношения только в данный момент. Если в данный момент Юичи оборвал все контакты, значит, Мидори ему ничем не обязана. Если Пунпун игнорирует Сати месяцами, значит, в данный момент она ему ничем не обязана.
Отношения с людьми — динамичны, они не могут развиваться, да даже просто сохраняться на одном и том же уровне, если их постоянно не поддерживать. Отсутствие контакта неизбежно ведёт не то что бы к ухудшению отношений, а просто к их растворению. Нет контакта — нет отношений. Нельзя однажды начать встречаться с человеком, пропасть на несколько месяцев, а потом объявиться и удивиться, что вы уже не в отношениях, ведь вы не расставались. Да тут работает даже банальное правило: «Относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе». Правда, оно циничнее в данном контексте. Но если так рассуждать, то ни Сачи, ни Мидори не заслуживали того сомнительного отношения, которое получали от Пунпуна и Юичи.
Юичи, кстати, ещё с первого
прочтения научил меня не давать никаких амбициозных обещаний, будучи хоть сто
раз уверенным в своей правоте и своих чувствах. Всё может поменяться в любой
момент, и не потому что мы такие ветреные и ненадёжные, а просто потому что
жизнь не стоит на месте и меняется всё, в том числе и люди, в которых мы так
уверены.
Во время первого прочтения я искренне верила, что Айко предназначена Пунпуну судьбой. Это важно упомянуть, потому что на этом делается акцент практически на протяжении всей манги. Мне достаточно было поменять своё мнение после повторного прочтения буквально первого же тома. Дело в том, что первая влюблённость Пунпуна пришлась на самый переломный момент его детства. Гормоны только-только начали бушевать, начался период полового созревания. Пунпуном больше владело любопытство, нежели какое-то высокое чувство, пусть даже детское.
Ведь Пунпун не был таким асоциальным с самого детства. Напротив, он был даже наивнее и мечтательнее своих сверстников. Это сыграло против него, потому что с самого детства своими неосторожными словами Айко внушила Пунпуну такое чувство вины, которое не просто не забылось после младшей школы, а закрепилось глубоко в его подсознании и с годами только продолжало эволюционировать. Вся его дальнейшая жизнь была пропитана этим чувством вины и отвращением к себе за то, что он не оправдывает чужих ожиданий.
Вообще
с учётом того, какие загоны преследовали Пунпуна с детства, удивительно, но он
долгое время рос очень добрым человеком с выдающимся чувством справедливости. Пунпун
боялся причинять другим людям боль даже больше, чем себе. Моменты с
приставаниями к Каниэ и инцидентом у Айко дома скорее можно расценивать как
срыв за всю подавляемую злость и обиду, нежели как то, что он действительно
когда-то был плохим человеком. Никогда Пунпун не хотел кому-то навредить (кроме
себя и Айко). Даже если его мысли иногда кажутся аморальными и извращенными, по
факту он всегда ставил чувства и благополучие других выше своих собственных,
что в определённые моменты, как в арке с Ягучи, даже вызывает восхищение. Но
также и расстраивает в момент, когда Пунпун окончательно подавляет чувства к
Сати (а они у него были!), думая, что он не заслуживает быть таким счастливым.
Говоря о причинах, по которыхм Айко воспринимается как судьба Пунпуна. По тем же причинам судьбой Пунпуна можно назвать и Сати. Из-за того, что их линия менее драматичная, многим фактам в ней при прочтении изначально как-то не придаётся значения. Только спустя годы я осознала, что Сати, оказывается, даже присутствовала в том самом ярком воспоминании детства Пунпуна о том, как он ходил на заброшку с одноклассниками и смотрел на млечный путь.
В отличие от Айко, которая на протяжении всей истории только усугубляет душевные муки Пунпуна, даже не присутствуя в его жизни, Сати, кажется, стала первой девушкой в его жизни, которая поверила в него. Сати стала первой девушкой в жизни Пунпуна, в которой он увидел личность, и во время общения с ней он больше не был одержим мыслью залезть к ней в трусы. Я могу понять, почему та арка, где Сати и Пунпун только начали общаться и работать над мангой, многим кажется скучной. Читать обычную повседневность без жести и унылых монологов, которые юные максималисты могли бы посчитать жизненными, не так интересно. Даже я в первый раз читала эту арку по диагонали.
Именно поэтому мне было так тепло на душе во время второго прочтения, потому что это был, как мне кажется, первый раз в жизни Пунпуна, когда он был действительно счастлив. Можно сколько угодно рассуждать о том, что в глубине души он не менялся, но тогда ему было действительно весело, он был увлечён, он был счастлив среди тех, кто его тогда окружал, потому что они все были на его стороне. Даже Мисузу, дочка домовладельца, которая изначально порицала Пунпуна за лень и инфантилизм, но в конечном счёте просто переживала за отца и оказалась не плохим человеком.
А ещё Мимура! Одногруппник Пунпуна из университета. Боже, я вообще не помнила этого героя после первого прочтения, а сейчас прониклась к нему глубокой симпатией. На это легко не обратить внимания, потому что он кажется легкомысленным (или даже скорее пытается себя таким показывать). Но вообще-то он остаётся с Пунпуном на протяжении многих лет, и в самые тёмные периоды жизни Пунпуна он не даёт ему совсем зачахнуть, вытаскивая его в социум или, просто отвлекая болтовнёй, напоминает, что он не совсем один в этом мире. Когда Сати попрекает его в равнодушии к пропаже Пунпуна, Мимура сказал очень хорошие слова: он принимает Пунпуна таким, какой он есть, и уважает любое его решение, будь то даже побег, потому что он уважает его личные границы и взгляды. Это настолько резко разбивает образ пустоголового Мимуры, который раньше казался весьма назойливым, что заставляет переосмыслить всё его присутствие в жизни Пунпуна. И та страница, где буквально мимоходом показано, как Мимура на самом деле в тайне разыскивает пропавшего Пунпуна и даже проводит мини-расследование, вообще-то делает его одним из самых зрелых и разумных персонажей.
Кстати,
забавно, как домовладельцу Шишидо, буквально символу доброты всей манги, автор
придал такую очевидную фаллическую форму. Кажется, здесь тоже можно разглядеть
какой-то посыл. Ну или просто троллинг.
В арке, где Пунпун сбежал с Айко в Кагосиму, я лишь убедилась в том, что Айко не была его судьбой. Это была его гиперфиксация, основанная на гипертрофированном восприятии своей детской влюблённости, помноженном на чувстве вины по отношении к Айко. Прибавляем неудовлетворённое детское любопытство. Если оценивать ситуацию с приземлённой точки зрения детской психологии, то «любовь с первого взгляда» — это отношение Пунпуна к Айко, которое он перенёс на неё после того, как класс покинула другая красивая девочка, которая была ему интересна. На месте Айко могла оказаться буквально любая другая новая девочка.
Ситуацию сильно усугубляла ответная гиперфиксация Айко. Она возложила на него большую ответственность, она насильно выдавливала из него все обещания, не давая Пунпуну шанса задуматься о том, под силу ли ему вообще их выполнить. Из-за ужасного отношения и мракобесия в семье Айко нужен был человек, который был бы готов избавить её от этого кошмара, подарив ей лучшую жизнь. Взамен она была готова отдавать себя в эти отношения полностью, но и от партнёра требовала того же. Её отношение и требования… были точно нездоровыми. Пунпуну (да и любому другому человеку) нужен не тот, ради которого он будет готов умереть. Ему нужен человек, ради которого он захотел бы жить.
Мои убеждения подкреплял контраст между его отношением к Сати и отношением к Айко. Сати стала первой девушкой, которую он воспринял как личность, в то время как даже спустя годы отношение Пунпуна к Айко ограничивалось желанием залезть к ней в трусы. Прямо как в начальной школе. Вообще ничего не поменялось. Пунпун позволял травмировать себя и даже желал этого, потому что так он чувствовал долгожданное искупление перед ней.
В
конце Пунпун не чувствовал грусти. Он чувствовал опустошение. Он получил всё
то, на достижении чего был так зациклен все эти годы. Он не знал жизни без
зацикленности на Айко, он жил этим вместе с чувством вины с самого детства. Грубо
говоря, он просто наконец удовлетворил своё детское любопытство. Ему ещё предстоит найти новый смысл жизни. Благо ему в конечном счёте повезло с окружением.
Не знаю, почему большинство считают концовку несчастной для Пунпуна. Он остаётся окружён хорошими заботливыми людьми. Нигде не сказано о том, что кто-то взвалил на него какую-то ответственность за воспитание чужого ребёнка. В конце концов, вряд ли малышка была бы так привязана к Пунпуну, если бы он сам не относился к ней хорошо. Здесь некорректно сказать, что он «остепенился». Просто это идеальная атмосфера, в которой у него есть все шансы найти себя и начать жизнь с чистого листа.
С момента развода родителей Пунпуну всю жизнь было очень одиноко. Несмотря на то, что у него были не самые счастливые отношения с родителями, до их развода Пунпун по крайней мере никогда не считал себя лишним или незначительным. Ни дядя, ни женщины не могли заполнить пустоту в его сердце. Этого не смогла сделать даже Айко. В конце впервые с момента развода родителей у Пунпуна впервые появились те, кто о нём искренне волнуется и заботится. Особенно повезло, что в их числе есть Сати — человек таких широких взглядов, что она одна из очень немногих, кто действительно способен принять Пунпуна со всеми его тараканами и загонами. Айко не была бы на такое способна.
Вообще-то
это лучшее, чем могла закончиться для него вся эта история.
«Спокойной
ночи, Пунпун» — манга не на один раз, возможно даже не на два. Я скажу так:
после прочтения множества рецензий и комментариев я поняла, что количество
мнений и взглядов на эту мангу просто запредельное, учитывая ещё тот факт, что
с каждым прочтением они меняются по мере взросления читателя. Но одну общую
рекомендацию к прочтению я всё же дам: не делить героев и события на плохие и
хорошие. Они просто разные и жизненные. Каждую точку зрения можно обосновать и понять, каждое
событие можно рассмотреть с разных сторон. Для меня больше не стало плохих
персонажей. Те, кто совершал ошибки, либо осознали это и поменяли что-то в
своей жизни, либо получили своё, скажем так. Во всей истории нет никакой конкретной морали, на самом деле манга даже не ставит такой задачи перед собой. Поэтому выводы можно делать самые разные, в этом вся прелесть.
Закончу рецензию случайной цитатой Сэки, которая является для меня общей характеристикой всей манги: «Я понял, что существует много разных типов людей. Звучит банально, но у каждого ведь своя история и своя жизнь, и только им решать, какой она будет. Если честно, я всегда винил других во всех своих бедах, но всё это вернулось ко мне бумерангом. В итоге чувство обиды к другим оказалось лишь обидой на самого себя».
«Кто знает, как сложится наша жизнь. Просто давай всегда оставаться друзьями».
Дата публикации: 04.02.20