"Спираль"
Сразу оговорюсь - я не люблю ужасы и триллеры, они меня пугают. Данную же мангу я решил прочесть единственно потому, что в комментариях к любимому "Дорохедоро" регулярно встречал сравнение двух этих произведений. Совершенно, кстати, не похожих друг на друга.
Но, к "Спирали".
Мангу можно условно разделить на две неровные и неоднородные части. Три четверти произведения - это городской хоррор о мистических и страшных событиях, происходящих в маленьком японском городке. Это классическое произведение в жанре "ужасы", когда нутро перекручивает от ожидания чего-то кошмарного, чего-то, что уже рядом, что дышит в затылок и мелькает в тенях. Это главы о леденящем душу безумии и неопределенности. Это чудовищные и часто отвратительные события, странными образом возникающие из окружающей героев "бытовухи". Это история о страшных чудесах, которые снова и снова обрушиваются на обычных людей.
Вторая же условная часть «Спиралей» – это своеобразное путешествие протагонистов в страшном «новом» мире и попытки выжить там. Здесь автор изрядно сместил фокус произведения с хоррора и мистики чуть ли не на «сталкерство».
И, знаете, как раз во второй части произведения меня совершенно «отпустило»: загадки перестали быть кошмарными, став привычными, безумие не то что пропало, но стало почти системным. Да и того накала, что был в условной первой части я не чувствовал.
Даже само оформление манги поменялось – стало много светлых тонов и открытых пространств. Разумеется, этот «дивный новый мир», в котором выживали герои, не для человека. Он страшненький и некомфортный. Но он уже какой-то привычный что ли – в нем есть свои правила и уже вполне понятно, что будет, если их нарушить.
Окончание "Спирали" действительно странноватое, как будто скомканное. Ожидал чего-то более "мистического" что ли. Даже успел пофантазировать и про то, что покойный батя Сюити инициировал какое-то самоподдерживающееся проклятье; и про то, что Спираль – это принципиально новая «жизнь» (в эволюционном смысле слова), которая, пожирая «устаревшее» человечество, развивается в новую спиральную Галактику (ну да, название 20-ой главы меня ввело в заблуждение).
Но – какое уж есть окончание, такое и есть. Автор так видит. И за это спасибо.
Оговорюсь ещё разве что о "нелогичности поведения героев", о котором так много пишут в комментариях. Крайне удивлен негативом в отношении героиньки – как уж только её не ругают: и безвольной, и бесхребетной, и бесхарактерной. Не знаю, по-моему, превращение провинциальной школьницы в отважную амазонку или там девочку-волшебницу, пинками и плевками разгоняющую монстров и радостно бросающуюся навстречу опасности, выглядело бы крайне странно. Особенно в контексте данной манги.
Или – другая сторона: «А чего они не уехали?». Отвечу просто - не могли. Ребята уже были в Спирали, в водовороте, если угодно.
Но, безусловно, от героиньки и её мальчика к окончанию повествования я ждал большего. Сама Спираль вела их по истории: пугала, подбрасывала испытания, защищала, наконец. Для чего? Непонятно. Хотя, конечно, я сам чуть выше писал, что оба протагониста ни разу не герои и не чемпионы. Но ожидал, конечно, чего-то более… более эпического что ли.
Но спираль сворачивается в точку, так что такое вот завершение манги вполне закономерно.
Собственно, именно поэтому, возможно, автор именно так и скомпоновал свое произведение - с одной стороны переходя от напряженного ужаса начала манги к своеобразному покою её завершения. А с другой - меняя динамику повествования от неспешного развития в начале к резкому завершению. (А может быть, я просто переел арт-хауса и ищу отсутствующую черную кошку в черной комнате).
Манга, безусловно, замечательная. И это я как человек крайне не любящий ужасы пишу. Удивительно атмосферная, держащая в напряжении, давящая.
Безусловным плюсом «Спирали» я считаю и лаконичность. Двадцать глав – и хватит. Не уверен, что осилил бы полсотни глав, особенно если бы в них было такое напряжение, как в первых главах.
Главным же вопросом по прочтении «Спирали» для меня осталось то, зачем (и как) эту мангу сравнивают с «Дорохедоро»? Но, думаю, эта тайна так и останется неразгаданной.