Оцените отзыв
Не знаю, с чем здесь проблемы: с самой историей или заявленными жанрами, но в любом случае ее следовало назвать хотя бы: «Приказываю, любите меня, сенсей» – это гораздо ближе к действительности.
Итак, что мы имеем из описания: учительницу и влюбленного в нее ученика. Ладно, я даже не буду акцентировать внимание на том, что этот самый ученик выглядит старше учительницы, да и действия свои продумывает гораздо лучше – тенденция компенсировать разницу в возрасте героев полностью скрывающей ее рисовкой в такого рода манге повсеместна. Неприятно, конечно, что в сущности получается та же самая героиня средненького седзе, которая не может быть с героем из-за разницы в возрасте и социальном статусе, и никакое образование не может сделать ее менее инфантильной, а отыгрываемая модель отношений не меняется совсем. Но, естественно, дело не только в этом.
Понимаете, натыкаясь на мангу с жанрами «романтика», «школа» «дзесей» (последнее – это вроде как седзе, но повзрослей и вообще ближе к жизни), меньше всего ждешь психологического триллера, эмоционального насилия и просто ужасов. А если развивать тему, то вопрос даже не в том, что подано – здесь описание вроде как не врет: и напор чувств, под которым сложно не сломиться, и признание в любви, но по содержанию все оказывается совсем не тем, чем ждешь, а это практически то же вранье, оттого и неприятно. Почему?
Да потому что любовь не становится сильнее и верибельнее, если повторять: «Я люблю тебя» на каждой странице. То есть, само по себе это не плохо – помешанные психопаты тоже могут быть интересными и даже трогательными персонажами, но, повторяюсь, это романтическая история, а не психологической триллер, и если мне обещали историю любви, то пусть ее и покажут. Жестокое эмоциональное и физическое насилие, психопатия, мания, абъюз – это интересно, однако совсем не тождественно любви. В сущности получается, что парень свою учительницу не любит, но заставляет ее полюбить себя, и это не та тема, которую можно подать под слоем розовых соплей с хэппи-эндом.
Почему? Потому что, несмотря на все причитания, дескать, он так скучал, искал восемь лет и, она же обещала; в сущности, последнее, чем он интересуется – это самой возлюбленной. Ему безразлично, что та не хочет близких отношений, за каждое проявление собственной воли, он жестоко ее наказывает, более того, он считает ее своей вещью, а потому не скупится на насилие. И чем меньше любимая хочет выполнять его прихоти – тем хуже ей самой. Плевать, что ей больно – он должен наказать за потерянное кольцо, плевать, что разница в социальном статусе ее смущает – парень не хочет подождать еще год, ему нужно сейчас, плевать, что живые люди могут иметь желания отличные от его, да что там – он игнорирует даже просьбу Аяно называть ее «сенсей» - вдруг подумает, что действительно имеет над ним власть? «Ты принадлежишь мне, а я тебе» - скандирует он, однако на деле единственная, кто оказывается в рабской зависимости – Аяно, ведь она не может заставить парнишку выполнять свои требования, но вынуждена подчиняться его.
Многие плевались – героиня тупая, но, во-первых, другие в седзе бывают крайне редко, а во-вторых, будь она умнее – заявила бы в полицию, благо поводов для этого юный обожатель предоставил в избытке. Но так как благоразумие даже в самых ничтожных дозах губило бы любовную линию на корню, автор постарался оставить героиню наедине с кошмаром, дабы никакие подруги, парень или семья не подтолкнули к проявлению здравомыслия, а психике было проще привыкать, что столь опасные нездоровые отношения – это чистое и светлое, а главное – как будто бы взаимное чувство.
И таким образом манга рассказывает не что иное, как историю о всепоглощающем эгоизме: она начинается тем, что герой ревнует свою «вещь» (не дай бог, кто-нибудь раньше доберется до тела, которое принадлежит ему) к прошлому, настоящему и будущему, а потому жестоко утверждает свое право единоличного пользования. Романтично? Дальше – больше, насилие набирает обороты, и если он сказал: «Страдай» – значит, она будет мучиться, сколько ему захочется, значит, если она вздумала переиграть ситуацию в свою пользу – пусть увидит, что даже ее собственный дом больше не безопасное место, и, конечно, она не имеет права вырваться из прошлого, в котором он застрял. Герой спрашивает: «Что это, если не любовь?» – это патология и мерзкая попытка надавить на жалость.
Таким образом историю никак нельзя назвать романтичной – она слишком страшная, тяжелая, мерзкая и жанр «психология» положения не спасает. Но если рассматривать ее как ужасы, то опять же, не все так просто. Я могу поверить в героя – так бывает, могу поверить в героиню – стокгольмский синдром, может быть. Но в таком случае конец самый несчастный из возможных, так как единственное счастливое завершение столь нездоровых отношений – разрыв, а не то, чем закончилась манга. Нет, это, конечно, на авторский вкус, но столь однобокое отношение к вопросу о том, где же проходят границы дозволенного и черта, выход за которую окончательно разделяет опеку и патологию – оно, как мне кажется, преступно. За всю историю нет и намека на то, что ничего здорового в этом чувстве даже близко нет, но еще и счастливое воссоединение – не буду восклицать о вопросах морали, но, знаете, у меня мурашки по коже от мысли, что кто-то действительно посчитает это романтической историей о большой-большой любви.
Дата публикации: 07.09.14