Отзыв на мангу Под дубом

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

“Здравствуйте, сегодня мы поговорим о треугольнике Картмана…”


Эта история пленила меня пару лет назад, когда я наткнулась на десяток вышедших глав манхвы. Первоначально то, что заставило меня влюбиться в неё безоглядно – это правильная (ну, по корейским меркам и с поправкой на фэнтези) визуальная и смысловая реконструкция европейского XI-XII веков. Начиная от платьев героини, через правильное понимание того, что такое феоды, до того, что из себя в этом конструкте представляет власть короля или императора. Это про рыцарство и наёмников, про междоусобные войны… Словом, тут есть всё то, ради чего экзальтированные барышни идут учиться на истфак на кафедру Средних веков. (Я там быль, мёд-пиво пиль… сбежаль.)


Мне сложно отделить в восприятии манхву и новеллу, поэтому я буду рассказывать о своих общих впечатления от истории в целом. Что уж греха таить, образы Макси, Рифтана, Рута, сэра Нирты, сэра Услина, оруженосцев, восприятие замков Каллипс и Кросс, ощущения от зимы и лета в Анатоле – всё это родилось в манхве и обогатилось в процессе чтения новеллы. Кстати, да: обычно я не могу даже имена главных героев вспомнить уже через час-другой, как манхву прочитаю.

Но.

Не.

Здесь.

Тут, я чёрт побери, даже топонимы помню. И не отказалась бы от детальной карты.


Здесь мир живёт и дышит. Кто-то идет по двору замка, на кухне жарятся колбаски, оруженосцев гоняют рыцари, где-то отстраивается рынок, а на дороге, говорят, на неделе было происшествие… но рыцари Ремдрагона, что были в патруле, спасли того бедолагу, да.

В этом мире есть уставший король, который не хочет никакой войны, а только чтобы его феодалы перестали резать друг другу глотки, принцесса, которая умеет дружить и воевать… и быть бы ей принцем, цены б не было, но имеем, что имеем. И есть жестокий герцог, помешанный на достоинстве рода и поглощённый единственной целью: породниться с императорской семьей.

Женщина в этом мире не имеет своей субъектности, и фраза “женщина принадлежит отцу, а после замужества – мужу”, кажется, никого ни секунды не коробит. Эта же самая женщина может управлять в отсутствие мужа замком, решать тысячи больших и малых дел, но при этом будто бы не принадлежит самой себе. Груша для битья, домашний скот или игрушка: тут уж как с “хозяином” повезёт.


Что, не похоже на типичную историйку про северных герцогов, аристократию и попаданок? А ведь в первые пару-тройку глав “Под дубом” прикидывается одной из тысячи, и мы радостно заглатываем наживку: несчастная дева оказывается выдана замуж за страшного лорда, который живёт на далёких-далёких землях… 


И вот тут начинается то, что меня сподвигло после трёх беспокойных часов сна подскочить и писать эту рецензию.

Психология с большой буквы Пэ.

Отношения главных героев взаимно токсичные, порой переходящие в абьюз.

Она – жертва по треугольнику Картмана, он – эталонный преследователь.

Она, чтобы отвоевать хоть немного пространства для самореализации, будет вынуждена прибегнуть ко всем возможным грязным методам. Время от времени мысли Максимилиан будут выглядеть примерно так: “Он взбешен, поэтому ничего не говорит, ему надо остыть, но прошло уже четыре дня. Я могу попытаться умолять его, может быть тогда…” 

Он – будет бежать за ней как за мечтой, за богиней, даже наплевав на свою рыцарскую честь и своих самых верных соратников. Он одержим ею не как человеком, а как объектом поклонения, который каким-то чудом всё-таки оказался в его руках. Надо ли с этим божеством общаться в таком случае? Разве божеству интересны мысли червя, родившегося в помойной яме?


И вот отсюда и начинается моя хвалебная ода: первая книга, огромная сюжетная арка заканчивается не слащавым хэппи эндом с выводком детишек. И это, чёрт побери, бесконечно правильное развитие событий.

Персонажи растут над собой, меняются, порой выдирая из себя с кровью и гноем устоявшиеся догмы. Внешние изменения влекут внутренние, внутренние – постепенно меняют внешние. Бытие и сознание, курица и яйцо.

 

Не происходит чудес.

Всё имеет свою цену. 

И окна с балтийским стеклом в замке Кросс, и ревность к принцессе Агнес, и орихалковый меч Рифтана, и заикание, и титул наследника рыцаря Уигроу, и дрова на заднем дворе, и трусость, и ненависть к себе, и магия… и даже любовь будто бы должна иметь цену тоже.

Но только вот у любви не должно быть цены. Ни в замках, ни в мехах, ни в украшениях. Ни в унижении, ни в самопожертвовании, ни в страданиях.


Одна из самых сильных сцен, на мой взгляд, это когда Макси говорит Рифтану, что ей очень больно от того, что он ничего не хочет принимать от неё. Он обесценивает её усилия, жертвы, труд, искреннее желание помочь. В этот момент я мысленно погладила Максимилиан по буйной головушке, а автору поклонилась в ножки: да, всё так.


Как же надоели сказки про золушек, которые берут и с бухты-барахты перевоспитывают взрослых дяденек. В этом отношении “Под дубом” хорошо показывает, что было бы на самом деле с такими “воспитательницами” и “приручительницами”: мужик, который суммарно лет пятнадцать пахал как проклятый, заработал себе сам титул, завалил дракона и убил бесчётное число монстров и людей, от пары вздохов какой-то там дамочки мозги себе не перекроит. 

И пожалуй, именно в этом и кроется та глубина, которая так сильно отличает эту историю от её клонов. 

Она удивительно реалистичная. Как будто бы автор детально сублимировал свой опыт токсичных отношений – иначе откуда такие пугающие детали?


Детали здесь играют во всём: и во внутреннем, и во внешнем.

Не блестящие золотые залы и диваны, что стоят будто бы в поле, выстланном паркетом, а мрачные своды готического замка, гобелены, тяжёлая деревянная мебель и прислуга, что занимается штопкой на кухне перед камином.

Не корсеты, рюши и банты, а сюрко, котта и камиза с кожаным, правильно завязанным поверх поясом. Волосы, собранные в сетку или заплетенные в тугие косы. Мех дикой лисы, наброшенный на плечи.

Тяжелые доспехи, которые женщине и не поднять, боевые кони. Грязь, палатки, земля, болезни и ранения. 

Не блестящие картонки “с очень грустной предысторией”, которая не играет примерно никак, а живые, переломанные каждый по-своему люди, которые так нуждаются в любви друг друга, хоть и не умеют любить.


Но когда-нибудь они научатся.

И мы об этом обязательно узнаем.

Автор: 다에머르
Аватар 다에머르
Все отзывы на Под дубом
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 19.02.23

Меню