Оцените отзыв
Эта манхва сильно меня разочаровала, хотя это было ожидаемо. Я ненавижу романтизацию токсичных отношений и, в общем-то, одно название говорит само за себя, но я зачем-то всё равно полезла в это болото. Зря.
Сужу по первому сезону.
Главный герой (злодей) Азеф является жертвой физического, психологического и сексуального насилия. Его психика разрушена и его "злодейство" вполне оправдано. Главная героиня Джей очень ему сочувствует и хочет его спасти, и это уже тревожный звоночек. Спасти одними чувствами психически нездорового человека нельзя, но в медиа вновь и вновь проталкивают это опасное заблуждение. В общем, героиня своей всепоглощающей любовью должна спасти главного злодея. И она спасает! Вот тут-то, собственно, и вся загвоздка.
Что не так с главной героиней?
1) Героиня прощает Азефу всё и терпит то, что напугало бы других, жалеет его и не скрывает свою влюблённость, вся её личность в истории в принципе строится только на том, что она любит Азефа. У неё нет других увлечений, забот, друзей, у неё вообще ничего нет, кроме этого огромного и ужасного чувства, ужасного настолько, что она вновь и вновь вредит себе. Есть, например, эпизод, где она расцарапывает себе метку, появляющуюся на телах "соулмейтов". Расцарапывает потому, что у Азефа её нет, а метки появляются одновременно. Все её действия направлены только на спасение героя (злодея). Опять же. Почему она его любит? Почему ей с ним хорошо? В эпизоде, где Джей дарит ему подарок, я ожидала какого-то объяснения её выбору, ведь она знает его прошлое и по идее должна знать, что ему нравится и что он любит. Но никакого объяснения автор нам не даёт.
Её чувство вообще сложно назвать любовью, потому что всё, что мы видим, - тяга к спасательству, притом очень сомнительному. Джей хочет, чтобы все травмы героя (злодея) исчезли, она буквально стирает его шрамы, но это не правильно. Можно попытаться уничтожить следы всего плохого, что Азеф пережил, но оно никуда не исчезнет. Он травмирован в очень раннем возрасте и потому травмирован навсегда. А травму нельзя уничтожить, травму нужно прорабатывать и лечить.
Джей бездумно бросается в этот шторм и совсем не думает о себе, истощает себя, постоянно плачет и чувствует себя плохо. Она чувствует страх, что у неё не получится спасти Азефа, чувствует вину из-за метки, выслушивает его ложь и ничего об этом не говорит, получает физические травмы и продолжает липнуть к Азефу. Джей без раздумий и печали покидает родной дом и семью. Весь её мир вертится вокруг Азефа.
Это всё к чему? Джей попросту занимается саморазрушением. Её чувство уродливое и очень искажённое, далёкое от здоровой любви. Романтизировать его и поощрять такое поведение аморально.
2) Джей, очевидно, крайне травмирована, потому что вступает в очень токсичные и опасные отношения. При этом её сестра-близнец ведёт себя полностью противоположно. Они близняшки и были всё время вместе, невозможно объяснить то, что травмирована только Эль Джей. И автор, собственно, ничего и не трудится объяснять. Он вообще не понимает, что поведение героини разрушает её саму. Автор почти не показывает нам личность героини. Какие вещи ей нравится? С кем она любит общаться, а кого ненавидит? Чего боится, о чём мечтает (кроме Азефа, очевидно)? Какие у неё привычки? Всего этого в манхве нет. В начале истории Джей пугается того, что переместилась в чужой мир, но никакой привязанности или нелюбви к месту, в котором она жила, не демонстрирует. Она вообще не думает ни о том, что хочет вернуться, ни о том, что не хочет возвращаться. Обычно герои боятся, что слишком вживутся в свою роль в новом мире и потеряют себя. А вот Эль Джей терять нечего: у неё своей личности нет.
Что не так с главным героем?
1) Вся личность Азефа строится на его психическом нездоровье. Как и в случае с Эль Джей, о герое мы знаем только то, когда и какие травмы он получил. Психическое расстройство, конечно, влияет на личность, но оно не должно быть её основой.
2) Несмотря на то, что весь сюжет вертится вокруг травмы Азефа, в итоге она волшебным образом исчезает, что не возможно.
Азеф считает, что влюблён в главную героиню, хотя ничего о ней толком не узнал. Ему нравится чувствовать себя любимым, нравится чувствовать себя центром её мира, он хочет владеть Джей, а не быть её партнёром по жизни, и он готов на всё, чтобы так оно и было.
Без угрызений совести он снова и снова врёт ей, манипулирует и даже демонстративно вредит себе, чтобы вызывать её сострадание и засчёт этого держать близко к себе. Прежде Азеф хотел жестоко уничтожить своих обидчиков, но в итоге стал одержимым главной героиней и нацелил все ресурсы на то, чтобы её заполучить. Автор вновь и вновь пишет, что герой заполнил свою пустоту с помощью Джей, он буквально питается ей и черпает из неё ресурсы, только манипулируя в ответ. Всё это демонстрирует то поведение, которое он наблюдал у своих отца и приёмной матери: собственничество, эмоциональные качели от доброты и заботливости по отношению к партнёру до жестокости и насилия. Так и работает абьюз, и Азеф, не знавший иного, должен был вести себя именно так. Но этого не произошло. Показано, что любовь "исцелила" его, но никакая любовь не может спасти абьюзера, не может излечить и исправить чью-то психику. Такие отношения разрушительны и опасны, но в манхве они романтизируются и представляются чем-то прекрасным.
3) Автор рисует Азефа несчастным человеком, ступившим на не ту дорожку по воле обстоятельств. Да, он жестокий и беспощадный, бесчеловечно убивающий людей и испытывающий при этом удовольствие человек, но это всё только потому, что он травмирован! Бедный и несчастный убийца и абьюзер. Но ничего, подходящая девушка способна исцелить его своей любовью и наставить на истинный путь. Как романтично!
Ага, как же.
История Азефа определённо вызывает сочувствие или по крайней мере жалость, она объясняет его поступки, но не оправдывает их. За все свои злодеяния Азеф не несёт наказания, эта часть его жизни вообще постепенно стирается из истории. И это не нормально. Романтизация преступников - это не окей.
Что в общих чертах вызывает у меня возмущение:
1) Романтизация токсичных отношений.
2) Романтизация психических расстройств.
3) То, что личности героев построены на их психических расстройствах.
4) То, что автор совершенно не расхлёбывает эту кашу и не показывает читателю, что происходящее не нормально, и не собирается показать адекватное и реалистичное окончание таких отношений или работу над ними.
5) Отсутствие предупреждений о самоповреждениях и использование селфхарма в качестве двигателя сюжета.
Это не просто романтизация страшных вещей, это романтизация, нацеленная на большую аудиторию, на людей, которые, читая такие истории, начинают видеть любовь и красоту в абьюзе. Обилие таких произведений нормализует подобные убеждения. Я устала от таких историй, от безответственных авторов, которые, прописывая характер героям, не пытаются хотя бы немножко изучить тему.
0/10
Дата публикации: 30.11.21