Оцените отзыв
Любая война порождает героев и просто легендарных личностей. Сугимото Саичи по прозвищу «Бессмертный Сугимото» – тот, кого породила русско-японская война, в ходе которой парень прославился своей исключительной волей к жизни: ни пуля, ни росчерк штыка не могли его умертвить. Все тело Сугимото – пергамент, повествующий о жестоких схватках того времени, о жадности и ненависти людей.
Однако война закончилась, и поистине незаурядная жизнь Сугимото обернулась борьбой за кусок хлеба. Читатель манги находит этого бравого воина охваченным золотой лихорадкой – он моет песок в Хоккайдо, соблазнившись рассказами о прежних богатствах здешних земель. Кода-то люди находили здесь самородки размером с бобы, теперь этот край дик и беден. В реках исчезло золото, а половина городов покинуты жителями в поисках лучшей доли.
Однажды весной Сугимото навещает некий местный старожил –мужчина-пьяница средних лет, любящий поболтать за жизнь, пока наш герой работает. Он рассказывает Сугимоту занимательную историю о том, как некий человек якобы ограбил «айну» – народ, веками обитавший на японских островах, чей уклад жизни сравним с древними охотниками и собирателями. Каким-то образом одно из племен собрало 75 килограмм золота. Некий человек вырезал все племя ради таких несметных богатств, успел спрятать награбленное, но его самого посадили в одну из самых страшных тюрем Японии, откуда выйти просто невозможно. Естественно, убийца и грабитель стал известен в узких кругах, и его надзиратели годами пытались вырвать из истерзанного преступника местоположение легендарного клада. Но этот человек молчал, несмотря на жуткие пытки. В конце концов, осознав, что выйти и забрать золото самому или безопасно доверить кому-то свою тайну ему не удастся, этот человек собрал группу заключенных и нанес на их тела татуировки. Каждый из его сообщников стал живой картой, но с одним маленьким условием: чтобы построить путь к богатству, нужно с каждого из сообщников снять кожу, и, совместив части головоломки, получить карту сокровищ. Разумеется, об этом никто не знал, кроме хозяина страшной тайны. Не знал об этом и случайный рассказчик Сугимото, который оказался одной из таких частей.
Однако бессмертный парень включился в гонку за сокровищами не сразу. Рассказав эту историю, старожил попытался убить Сугимото, но по пути потерялся в лесу и был выеден медведем-шатуном. Сугимото, откопав бедолагу в снегу, сам нарывается на одного из самых страшных зверей округи. Впервые у парня нет и шанса спастись, как вдруг ему на помощь приходит девочка-айну по имени Асирпа. В благодарность за помощь Сугимото делится с ней тайной запрятанного клада и предлагает своей спасительнице вступить в игру. Та соглашается, поскольку в тот злополучный день безымянный человек, укравший у айну золото, убивает и ее отца. Она жаждет мести, а Сугимото – денег.
Некоторое время эта странная парочка выживает вместе, продираясь сквозь леса Хоккайдо. Страшный холод, дикие звери и неприветливая природа совсем не помеха для Асирпы: она учит ветерана русско-японской войны охотиться, правильно есть пойманных белок и выдр, а также ставить смертельные ловушки, в которые иногда могут попадаться люди. Попутно странная охотница рассказывает ему о народе айну и об их обычаях, и в итоге приводит Сугимото в свою деревню.
Разумеется, также эти двое ходят по городам Хоккайдо, ищут оставшихся заключенных, пытаются собрать все части карты, при этом не снимая кожу с живых людей. За ними гонятся люди, которые бьются над загадкой карт годами, и, конечно же, испытывают Сугимото на бессмертие раз за разом…
Несмотря на нехитрый, на первый взгляд, сюжет, эта история содержит в себе два жанра, которые могут доставить сильное удовольствие читателю как вместе, так и по отдельности. Романтика жизни золотоискателя, выживания в дикой природе, в общем, то, что Джек Лондон прописал – одна из мощных сторон этой истории. Вместе с Сугимото читатель узнает, как правильно потрошить белок, какие внутренности у них деликатесные, как их есть, не выбирая костей, с чем готовить беличье мясо. Мастер-классы «Как мастерить ловушки», «Как убивать медведя-шатуна (с подробностями вырезки сердца)», «Как делать лук», из каких ингредиентов делаются яды и так далее – тоже присутствуют. То есть, один из жанров – жестокая фронтиерская романтика, реализованная как у Даниеля Дефо, так и у Фенимора Купера.
Второй жанр – это гангстерский боевик с якудза, с профессиональными
пытками от японских военных в духе отряда 731, но только без
бактериологического оружия, потому что его еще не придумали. И совершенно
странно в таком антураже смотрятся «пищевые шутки», когда Асирпа в очередной
раз пытается накормить Сугимото какой-то дрянью по рецепту айну, а тот корчит
такие уморительные рожи, что никакими словами не передать.
Но сюжет без должного исполнения мог совершенно потеряться, если бы не прекрасная работа Нода Сатору, которого можно назвать одним из самых мощных авторов исторической манги. Во главу угла
художник ставит внимание к деталям и полное их соответствие реалиям 10-х годов XX века. Оружие, одежда, характеры и язык героев – все аутентично и соответствует ожиданиям самого взыскательного любителя истории. Таким образом, автор не просто развлекает зрителя, но и учит его, помогая понять, какими были японцы перед двумя мировыми войнами, как жила страна в те нелегкие времена, как страдал простой человек, гонимый на поле боя, нищий и брошенный вне зависимости от того, победила или проиграла его страна. Сугимото, как собирательный образ милитариста с иссечённым войной лицом, который, тем не менее, не проклинает свою судьбу, а ищет способ двигаться дальше – один из мощных концептов, равный по ценности с теми, что дали нам работы Ремарка и Хемингуэя.
Но больше всего внимания и времени мангака уделил быту и жизни народа айну. Никогда еще простой комикс не был настолько исчерпывающей энциклопедией жизни этого малого этноса. Художник прорисовал их быт и нравы, национальную одежду, как они выделывают кожу и делают ножны для своего оружия, как воспитывают детей. Это ценно и интересно, поскольку этот малый народ становится все меньше, и сейчас в Японии насчитывают всего двадцать пять тысяч айнов. И несмотря на то, что с 2008 года японский парламент признал айну самостоятельным национальным меньшинством, культура этого народа практически угасла, смешавшись с японской. Сейчас культура айну служит интересам туризма, и многие табу в ней навсегда утрачены. Поэтому видеть истинных айну в этой манге – действительно бесценный опыт.
Однако лично меня поразили искренние эмоции персонажей, в частности, те
чувства, что испытывает Сугимото, борясь за жизнь. Его страсти, будь то ярость
или отчаяние, прорисованы настолько мощно, что это отталкивает и восхищает
одновременно. Редко в какой-либо манге с жанром сэйнэн можно увидеть
действительно безумного героя, способного с такими чувствами бороться за жизнь.
Изрезанный, истекающий кровью, он рвет голыми руками противника, ужасающе
скрежеща зубами. Его улыбка, похожая на оскал, его дикий взгляд – нечто за
пределами всякого реализма. И тот же безумный Сугимото становится совершенно
другим человеком, когда попадает в мирный край, временно забыв о войне.
Его бесхитростная доброжелательность, дерзкие слова и полное равнодушие к чинам
и к собственному бедственному положению могут вызывать только симпатию.
Но каким огнем загораются его глаза, когда он вступает в игру, охотясь за золотом, поклоняясь этому древнему и жестокому божеству! Сами богатства нужны ему, чтобы выполнить обещание, данное мертвому другу, но постепенно герой входит в азарт, и теперь нет такого препятствия, что было бы способно противостоять неукротимой воле бессмертного Сугимото.
К сожалению, на русский язык переведено всего два тома «Золотого божества», однако на английском есть еще пять томов, в которых есть немало захватывающих (а иногда и ужасающих) событий. Я бы посоветовала эту мангу всем, но в особенности, ценителям закрученного сюжета и исторических реалий. Также это история подходит любителям сильных переживаний и поклонникам творчества Джека Лондона.
Дата публикации: 05.10.16