Оцените отзыв
Не думал, что еще когда-либо напишу рецензию на аниме\мангу. Но, как по мне, это было событием. Три. Два. Один. Барабанная дробь… Осими Сюдзо всё же удалось нагнать (и в чём-то даже обогнать) Асано Инио!
Действительно, темп повествования финальной части(после детства) немного теряется(хоть абулия и прощание с матерью подано всё так же пронзительно). Да, местная девочка-спасительница весьма притянута за уши(может потому в кои-то веки Осими на неё в итоге забил). Однако тигель отношений между Сэем и Сэйко подан просто необыкновенно. И, не менее важно, что осязаемость происходящего достигалась зачастую заоблочными скилами рисовальщика Осими-сэнсея.
За 16 томов Осими Сюдзо вытворял такое, что и представить не читавшему сложно. Как художник манги он просто обязан попасть в реестр национальных достояний Японии. Рисовка здесь как бы экспрессионистская – большинство значимых сцен изображено так, чтобы читатель кожей ощутил вторичность окружающего мира, только чтобы заставить нас поёжиться от шевеления маминых пальцев в мозгах сына. Иначе: плевать что\где происходит, главное - какая нынче колбаса у Сэя в голове – с мясом или фасолью. Делается это ни много, ни мало - штриховкой, которой Сюдзо творит настоящую, чёртову, сумасшедшую магию. Не художнику это выразить сложно, но, человек не безразличный к изобразительному искусству, все непременно оценит и вряд ли сможет забыть. И вот тут возникает главная фишка манги: она либо для людей, выросших с токсичными родителями, либо для давно выросших анимешников, которые сохранили любовь к японской культуре. Впрочем, его манги вообще читают люди не склонные к садо-мазо?
Особенно занятно будет читать тем, кто Осими Сюдзо знает и любит. Путь Сэя был не только тернист, но и усеян фирменными для мангаки граблями (в хорошем смысле слова). Маленький город. Странная девочка с глазами китсунэ (которая уже разминается для большого побега). Заросли кустов на отшибе, как архетип друнглей (места где, герои сбрасывают напускное и видят друг-друга изнутри). Другая сторона. Падение. Пост мортем и какое-никакое воскрешение. Так можно продолжать, и продолжать с каждым из десятков и десятков как бы самоповторов. Но, только начинаешь думать – нууу, всё, сэнсей исписался… Как всё внезапно происходит иначе. Впечатление, что мангака понимает, что слишком любит свои самые любимые стереотипы. Знает, что умеет их великолепно подавать. И сознательно подсовывает читателю, только чтобы тут же огорошить очередным разрывом шаблона, мол – а, вот и нет! Не поверите, это манга Осими Сюдзо, где у г.г. нет ровесницы фам-фаталь. Я бы даже назвал это оригинальным стилем повествования.
Подбираясь к сюжету, сложно не предположить, что сам мангака имел радиоактивную мать. Такой он человек. Как вырос с ранних порно-саспенсовых сёненчиков, пишет в основном о чем прекрасно знает. Вы скажите – «Я теперь Мари», он что еще и траповством балуется? Однако, Мари хоть и была классной и добротной(а, первую главу я вообще считаю одним из лучших опенингов в истории), но не более. Другое дело Кровавый след. Его объём. Глубина погружения. И, лавинообразный рост автора, как художника, по мере раскручивания манги. Так вот, мне вспомнилось интервью мангаки, где он упоминал, что Накамуру он не столько выдумал, сколько развил. Цветы Зла были рефлексией его собственных первых отношений, от которых автор долго и нудно отходил. Из этого вывод: мужчины, которые любят фам-фаталей (а в историях Сюдзо-сенсея шанс встретить главную героиню не фам-фаталь такой же, как у Достоевского) обычно обретают эдакую склонность через взросление с токсичными матерями. Так что, может потому так проникновенно и вышло – писано\рисовано не из воздуха.
Теперь ближе к сюжету. Манга в первую очередь привлекательна тем, что мастерски держит в дискомфорте, сколько её не листай (ну, не считая упомянутую просадку под конец). Цветы Зла давили безысходностью и неотвратимостью. След же сосредоточен на том, чтобы читатель всласть прочувствовал, как, том за томом, с кафкианским упорством, история выдавливает Сэя из самого себя. Соглашусь с мнением, что перед нам боди-хоррор. Кровавый след от пуповины, которую матери не хватило характера и сил разорвать.
Куда эдакая жизнь на привязи может завести? В никуда. Или, в самую бездну. И новые, новые её глубины. Вам будет казаться – куда уж глубже. Ан, нет. До дна еще о-гоо-гоооооо.
Пожалуй, это лучшее, что можно сказать о сюжете, исключая безсмысленные спойлеры. Ведь здесь не о пути куда-то или взрослении, здесь о погружение в себя, почти до самого коллапса. Что до финала - вполне убедительным выйдет и предсказуемая психотерапия. Не, чтобы вылечиться, а чтобы как-то проглотить застрявшую в горле кость. И как-то после этого жить с самим собой.
Не сказал разве что о подходе к главгерою (что особо пригодится людям с хроническим несварением персонажей а-ля Синдзи). Почти весь сюжет меня не покидало чувство, что Сэй как бы не протагонист, скорее камера, транслирующая происходящее с собой. Таким лучше его и воспринимать (т.к. надо же как-то читать эту мангу сквозь фейспалм на фейспалме). Ибо, Сэй не больше действующее лицо, чем читатель, переклацывающий страницы манги. Ну, вплоть до этапа исцеления.
Подобщая, перед нами уникальный пример даже не сэйнен манги, но высокой литературы в форме манги. Замечательно, что есть такие творцы. Способные расти, не исписываться, а развиваться до неведомых пределов. И замечательно, что есть такое искусство – не красивое или нарочито уродливое, но живое.
Дата публикации: 21.12.23