Оцените отзыв
Авторы «Хаулина» Хён Чжэ Квон (сценарий) и Юно (визуальное воплощение) создали манхву, где сочетаются детектив и мистический триллер, местами разбавленные комедией и мелодрамой. Сюжет выстраивается вокруг расследования преступлений, в которое наряду с сотрудниками «органов» вовлечён парень с экстрасенсорными способностями.
Манхва состоит из трёх томов, но – строго говоря – в ней как бы две части. Первая часть – это события первого тома, посвящённые поискам и поимке серийного убийцы (в духе «Из ада», «Семь» Дэвида Финчера, «В долине смертной тени» Урса Эггера и т.п.). В принципе, на этой вот части можно было бы поставить финальную точку. Почему? Дело в том, что первый том – это завершённая вещь с точки зрения концепции и сюжета. Здесь криминальные события и личные драмы героев объединены метафорой потайного ящика, запечатанного в глубине души человека, что-то вроде личного ящика Пандоры, откуда – рукой подать до инфернального Зла. И в контексте этой метафоры борьба главных героев с маньяком, конечно, выходит за пределы области правосудия. Даже за пределы представлений о справедливости. Изображённая в манхве попытка отвоевать у маньяка его жертву – это больше, чем функционал полиции и прокуратуры. И пока члены следственной группы воспринимают поиск маньяка лишь как звено машины правосудия, паренёк-визионер Мин Чжа Ун понимает другую сторону расследования. Для него это попытка изъять из мира частицу Зла. Но он также понимает и другое: глобальное Зло не локализовано, а рассредоточено по человеческим душам, подобно осколкам дьявольского зеркала в «Снежной Королеве» Андерсена, следовательно, почти неуловимо. Наш герой способен видеть его приметы в людях, тёмные сполохи, готовые захлестнуть человечность. Он также знает, что нечто спрятано и в его собственной душе; это знание пугает его, заставляя вести одинокое существование. И это же самое знание парализует его стремление помочь следствию – ведь, как известно, нельзя заглянуть в бездну без того, чтобы бездна не заглянула в тебя самого... То есть перед нами классическая ситуация Гамлета и по форме, и по содержанию: герой бездействует, ибо знает, что действием не решить проблему Зла (он знает, что его собственное действие запустит новую цепочку Зла), но в то же время герой трагически не может не действовать под влиянием обстоятельств.
Образы персонажей психологически достоверны, вписаны в реалистично исполненный социальный контекст, заданный изображением жизни «обычных» людей (пресловутого «маленького человека»), с одной стороны, а с другой стороны, обезличенным миром «высоких кабинетов» и «большой политики». Изящно выписана линия прокурора Кан Чжэ Сана, страдающего от чувства вины. Так же, как Мин, он закрылся в одиночестве, разделив себя для прошлого и себя для настоящего.
Отдельно скажу об антагонисте: его образ по-настоящему вызывает отвращение. Авторам удалось передать его монструозную природу настолько, что, кажется, в читательском восприятии почти кристаллизуется идея о том, что такие существа не должны жить. Но то, что проделывает Мин, дабы остановить маньяка, вызывает, безусловно, шок. Шок. И ещё раз шок. Затем Мин констатирует, что его личный «демон» вырвался наружу. Занавес.
Собственно, в первом томе есть всё, что нужно для воплощения идеи о тщете человеческой борьбы со злом (за которым встаёт тень Зла как такового), а также о невозможности бездействия, если достоинство человека требует дать отпор уничтожающим силам тьмы. «Бездействие равносильно злодеянию», - сказано в одной из глав «Хаулина». Классическая трагедия Гамлета. Добавьте тяжёлую вязкую атмосферу, кровожадного монстра, загубленную невинность и пару мужских персонажей, пытающихся спасти хоть кого-то изнутри своего персонального чистилища – вот первый том «Хаулина».
Вторая часть манхвы (события второго и третьего тома) – это расследование деятельности корпорации Newmen Network. Сюжетно том про маньяка и эти тома связаны довольно формально: рамочным эпизодом самоубийства девушки с грудным ребёнком. В такой композиции функция первого тома – это презентация основных персонажей: показать их расстановку, характеры, отношения друг с другом, образ жизни. Начиная со второго тома мы видим новое расследование, в игру вступает новый антагонист (точнее, группа антагонистов), где ведущую роль играет человек из прошлой жизни Мин Чжа Уна. По мере развития сюжета читатель узнаёт новые подробности о затаённой боли прокурора Кана и Чжа Уна. Возникает тема связи текущего расследования с внутриполитическими раскладами на уровне корейского правительства. Всё это интригует, безусловно. Вот только приращения смысла к тому, что уже ранее было рассказано, не происходит.
И хотя текущие события проливают свет на прошлое героев, а из элементов прошлого складывается паззл настоящего, всё равно остаётся впечатление некоторого недоразвития потенциала сюжета и персонажей. Речь, например, о вырвавшемся «демоне» Мина: раз уж его появление преподносилось как раскрытие внутреннего «ящика Пандоры» самого Чжа Уна, то у меня, естественно, возникли читательские ожидания в связи с развитием темы. Но о «демоне» как-то забыли. Далее. Показалась очень перспективной тема коррупционной связи высших политических чинов с руководством Newmen Network. Учитывая, что под это дело была заявлена отведённая прокурору Кану роль козла отпущения во внутренних разборках «кабинетов», то, конечно, у меня возникли определённые ожидания, связанные с раскрытием подковёрной возни за сферы влияния, бабки или что там ещё привлекает политические «илиты». Тем не менее, прокурор успешно доводит расследование до конца, а «кабинеты» утёрлись, так и не возникнув толком на горизонте; причём дело ограничилось общими фразами о нехороших коррупционерах, без всякой конкретики. А ведь это детектив; значит, по законам жанра преступление должно быть раскрыто, преступники должны быть названы (я уж не говорю о неназванном господине, который на последних страницах продолжает свою подрывную деятельность в «верхах» так, будто ничего не случилось). Я даже не говорю о появлении буквально на последних страницах девушки-экстрасенса из сиротского прошлого Мина, она тоже как-то повисает на стене без единого выстрела…
Заключение. Первый том данной манхвы по своему исполнению кажется выше последующих, однако в целом впечатление от работы благоприятное. Что-то вроде вариации культового сериала “Millenium” с Лансом Хенриксоном, только помягче и с корейской спецификой. Рекомендую любителям мистических детективов.
Дата публикации: 15.10.22