Оцените отзыв
Манга «Безумный мир химер» (2019) Кишимото Сейши – это история о поиске истоков мира, который ныне, после глобальной катастрофы, служит домом для новых жизненных форм. Хотя по факту это не дом, а филиал ада, где идёт война всех против всех. Единственными персонажами, которые проявляют разум и добрую волю, выступают здесь мальчик Мицуки, его сестра Усаги, а также те герои, которые по ходу действия помогают им в достижении цели.
В плане жанра перед нами постапокалиптика, хоррор и научная фантастика с изрядной долей чёрного юмора. Манга изображает мир, где разрушен естественный природный порядок. Флора и фауна на планете представлены мутантами, каждый из которых несёт в себе какое-то подобие homo sapiens. И хотя неизменным остаётся биологическое деление особей по признаку пола, но реализовано оно чудовищным дисбалансом в пользу женских особей, которые поедают «мужчин», причём как своего вида (каннибализм), так и вообще всех. Всякая особь мужского пола рассматривается ими как пища, источник семени либо инструмент удовлетворения похоти. Мужской приплод в потомстве, как правило, уничтожается... Словом, у читателя возникает стойкое ощущение ада на Земле. Оно подкрепляется также визуализацией бесконечного нагромождения телесных деформаций, которые заставляют вспомнить не то триптих Босха «Страшный Суд», не то роман Г. Уэллса «Остров доктора Моро». Однако для персонажей манги весь этот новый Бестиарий – не более чем реалии ежедневной борьбы за жизнь.
«Безумный мир химер» затрагивает широкий круг вопросов, связанных с представлениями о том, что есть человек, что такое человечность, что такое зло, каковы последствия трансгенных экспериментов и искусственного преобразования живой природы и т.д. При этом в центре внимания неизменно находятся люди, humans. Не случайно сквозным образом «Безумного мира химер» является знаменитый «витрувианский человек» Леонардо да Винчи. С одной стороны, он служит логотипом глобального проекта «Яхве» и, таким образом, выражает дерзновение технократов от человечества стать вровень с самим Творцом (как известно, Яхве – имя ветхозаветного бога, создателя сущего). Проект, который по иронии судьбы обернулся вместо пересотворения мира – упс! – апокалипсисом. С другой стороны, образ «витрувианского человека», взятый сам по себе, символизирует в манге гуманистическую идею Возрождения. Она гласит, что целью каждого человека должно стать развитие духа и тела в их единстве, в познании мира, в любви, созидании и творчестве. То есть не безоглядное падение в животность и потеря человеческого облика (что в итоге произошло), не иллюзорное возвышение в гибельной гордыне (что тоже произошло), а вот это простое: не переставать быть человеком. И герои манги демонстрируют, что не всё ещё потеряно в этом смысле.
Отдельно стоит отметить тему геноцида мужчин. А геноцид представлен во всей красе. Автор не пожалел красок, за что отдадим ему должное. Что тут сказать… Сдаётся мне, перед нами художественная рефлексия идей радикального феминизма и прочей ЛГБТ-повестки, системно продвигаемой в «глобальном мире». Например, идеи о женщине как более совершенной версии homo sapiens и, следовательно, единственном векторе дальнейшей эволюции человека, в противовес ущербному понятно кому. Сейши Кишимото просто красиво довёл этот тезис до логического предела и поместил полученную модель «женского» в питательную среду трансгенного постапокалипсиса. Вуаля. С одной стороны, получился неплохой троллинг, с другой стороны, - предупреждение. Симптоматично, что буквально за год до публикации первых глав «Безумного мира химер» вышел роман-антиутопия Наоми Алдерман «Сила»: там женщины, забрав власть и низвергнув мужчин до состояния «унтерменшей», довольно скоро превратились в нелюдей и построили фашизм. Здесь, в манге, о фашизме речи не идёт (просто потому, что у женских особей нет ни социальной, ни экономической организации), но и без того всё красноречиво: каннибализм, деградация, смерть. Понятное дело, что женские протагонисты здесь далеки от такого образа жизни, и вообще-то своих мужчин они защищают.
К сказанному нужно добавить (справедливости ради), что автор не поскупился на иронию и в изображении подавляющей части мужского населения планеты. Мужчины в этой манге – рабы полового инстинкта (часто погибают при спаривании, хотя, казалось бы, все в курсе гастрономических потребностей милых дам), в остальном же представлены существами боязливыми и неумными; живут, добывая пропитание и стараясь не стать добычей самок. Короче – автор с хитрой улыбкой делает реверанс в сторону современных женских стереотипов о низменной мужской сексуальности и недалёком уме: мол, «все мысли о сексе», «думает членом, а не головой» и т.д. И конечно, бонусом к этому идёт пародия на феминистский концепт фаллоцентризма – трагикомическая трэш-история парня, которого съела родная сестра и который выжил в формате кибер-члена… Думаю, что вне зависимости от погружённости в фемтеорию, этот отрезок сюжета немало повеселит. Наконец, мы также видим в манге мужчину из прежнего, докатастрофического мира. И в то же время это не мужчина. Вот не надо таких мужчин от слова «совсем». Сами увидите.
Действующие лица в «Безумном мире химер» - яркие; запоминаются не только внешним видом, но и характерами. Безусловно, визитной карточкой этой 4-томной серии выступает Усаги: статная грозная валькирия 90х60х90 с волосами до попы и огромными глазами, вооружённая смертоносным оружием, коим является её собственная левая рука. Усаги – центр эротического притяжения не только для мутантов разного рода, но и мужественной части читательской аудитории. Определённый шарм придают ей кибернетические руки и ноги, без которых она выглядит не менее эффектно: то ли как знаменитая Венера из Лувра, то ли как прекрасная «Елена в ящике» (если есть интерес, то инет в помощь). Наряду с Усаги весьма харизматичен безымянный мечник, атакующий в буквальном смысле бурей клинков (ранее «буря клинков» представлялась мне только как метафора-кённинг) и увенчанный рогами наподобие Бессмертного Зодда (в «Безумном мире химер» вообще заметно уважительное отношение к «Берсерку»). На секс этого персонажа точно не развести, а вот огрести металла – с лихвой.
Словом, «Безумный мир химер» привлекает жутью, гротеском, чёрным юмором, а главное – своим потенциалом идей, возможностями для развёртывания мира, развития героев и сюжета.
Но, к сожалению, эта манга не вполне удалась. А возможно, вообще не удалась. Если в пяти словах: скомканный финал, ряд слитых персонажей. Похоже на то, что автор не смог совладать с материалом либо завершал сюжет в спешке, ограниченный издательством в сроках публикации.
Заключение: как бы то ни было, всё же хотелось бы рекомендовать эту мангу всем, кого привлекают безумные миры и мрачные сюжеты со смысловой нагрузкой.
Дата публикации: 19.09.22