Отзыв на мангу Сандоме

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Sie trägt den Abend in der Brust

Und weiß das sie verleben muss

Sie legt den Kopf in seinen Schoss

Und bittet einen letzten Kuss

Till Lindemann “Nebel”

 

Слава Казуто Окады некогда не была оглушительной по сравнению с другими капитанами манга-индустрии. В его произведениях Вы не найдёте чарующего эротизма Амазумы Рьюты, острой социальной критики японского общества в стиле Ханазавы Кэнго, и даже классической сейненовской брутальной сюжетной линии. Произведения этого мангаки учат другому – слушать и слышать окружающий мир и собственное сердце, находить самого себя в бурном потоке житейской суеты. Перед нами стиль с новыми глазами, серия произведений, которая внимательных мечтателей учит мыслить по-новому.

Знакомство русскоязычного читателя с творчеством Казуто Окады началось почти 3 года назад, когда в середине 2011 начался перевод его потрясающей программной манги «Сандоме». Это по-настоящему интересная, чарующая, стоящая манга, которую обязательно нужно прочесть тем, кто хочет новыми глазами посмотреть на отношения мужчины и женщины. Манга, которую и страшно, и странно, и пьяно, и не скрывая своих слёз, хочется читать. Главное — вникнуть в неё тогда, когда придет свое время, иначе это произведение так и останется непонятым, оставив неприятный осадок в виде смеси недоумения, брезгливости и претенциозности на скандальный шедевр.

Нужно иметь в виду, что нас ждёт не лёгкая эччийная романтическая комедия как написано в описании, а потрясающая драма об одиноких людях в несправедливом мире; история об обществе, которое погрязло в сером быте и повседневности; история о времени, которого осталось слишком мало, чтобы его тратить впустую. 

Ни для кого не секрет, что даже секс в современное время перестал быть особым ритуальным действом между мужчиной и женщиной, а стал предметом сугубо бытовым, предметом купли-продажи за реальный или символический капитал. Особенно это видно в современной Японии, где сексуальная революция, начавшаяся в этой стране в 60-х годах, привела не только к обесцениванию института семьи, но и к деградации здоровых форм сексуальных отношений. Казуто Окада, решая эту проблему, идёт по пути Уешибы Риичи, который в своей потрясающей «Таинственной девушке Х» затронул тот же спектр проблем. Что интересно, ответ обоих мангак на вызов невероятной распущенности японской молодёжи был один и тот же: платонический эротизм, изобилие сексуальных намёков и подтекстов, которые, однако, не показывает секс как таковой, оставляя отношения между главными героями сугубо в платонической плоскости. В то же самое время это произведение о никчемности предрассудков и условностей, которыми мы окружаем себя, о вседозволенности и деловитой суете, которая лишает нас наших собственных корней.  

Суть в том, что, когда мы говорим о творчестве Окады, мы попадаем в довольно поляризованное поле. С одной стороны, явно слышится хор его апологетов, которые с трепетом вслушиваются в ироничную, предельно честную Tischgespräche Айбы Хидео. Отвернитесь от поклонников манги, и Вас встретят профессиональные форумные скептики, которые отметят и разорванность, нестабильность стиля рисовки, и провал в раскрытии второстепенных персонажей, штампованность, местами откровенную искусственность пикантных сцен.

Так что же, собственно, делает мангу Sundome выделяющейся из общей массы самых разных, порой весьма талантливых и интересных произведений в стиле сэйнен? На мой субъективный взгляд можно выделить несколько факторов, которые обеспечивают уникальность данного произведения.

Хотелось бы сказать, что Sundome, по своей сути является трагической историей первой подростковой любви и взросления главного героя; историей, которая в реальной жизни может произойти с каждым. В манге показан подростковый мир как он есть: с его тягой к чудесам, с его стремлениями, страстями, обидами, предательствами, верной дружбой и самой первой чистой и искренней любовью. Но этот мир всё же интерпретируется в произведении с высоты взрослого понимания: подростки чисты, но при этом извращены до ужаса, они непосредственны и могут непосредственно любить, отдавая всего себя любви. Подростковая любовь противоречивая, зыбкая, неустойчивая, надрывная до боли в сердце, полная истинного самопожертвования и самоотречения, приправленная иллюзиями и отсутствием житейского опыта. Она с блеском изображена на страницах манги. Главный Герой множество раз восклицает, плачет, шепчет, что принадлежит лишь ей одной – удивительной девушке без прошлого и будущего, которая абсолютно внезапно вошла в его серую однообразную  жизнь. И когда он говорит, то сам поражаешься его пубертатной искренности, волей-неволей вспоминая самого себя в таком возрасте.

Мангака воспользовался одним из самых типичным приёмов для сэйнэна –  показал нам жизнь без прикрас, жизнь глазами простого парня, который, однако, сильно отличается от своих одноклассников. Жизнь Айбы Хидео резко меняется, когда он знакомится с необычной девочкой по имени Сахана Куруми, симпатичной, умной и очень милой. Благодаря ей он начинает лучше понимать самого себя, своими  невероятными выходками она не даёт ему увязнуть в серой рутинной жизни. По признанию Айбы Хидео, у него были необычные для подростка сексуальные вкусы, он ни разу за жизнь не влюблялся. Как и хрестоматийный герой Нагару Танигавы, Айба разуверился во всём, что его окружало: Романский клуб с более чем полувековой историей деградировал в общество откровенных фриков, подверженных паранойе и уныло имитирующих какую-то деятельность. О будущем он и вовсе старался не думать, так как такого заурядного человека в жизни ждала бы обычная роль неприметного саларимана, которые тысячами живут в современной капиталистической Японии.

Когда-то в середине ХХ века аргентинский искусствовед Хорхе Луис Борхес выделил несколько основных сюжетов, которые ещё со времён Древней Греции формировали основные линии произведений. К данным сюжетом можно с полной долей успеха отнести ещё один – любовную историю, которая очевидно закончится трагически, но которая всегда будет согревать главного героя теплом воспоминаний. Считается, что лучше всех эту карты сыграл Эрих Мария Ремарк в лучшем произведении о любви ХХ века –  «Три товарища».

Но необходимо понять, что любовь в Sundome имеет странный, необыкновенный, провокационный характер, характер, который у человека, воспитанного в христианском морализме, закономерно вызывает инстинктивное отторжение.

Если говорить о фабуле данного произведения, то её основу составляет предельно реалистичная и честно выписанная любовная линия, помещённая в абсолютно нереальные, повёрнутые, развращённые обстоятельства. Можно откровенно утверждать, что перед нами кентаврическая конструкция, сочетание несочетаемого, причудливая история первой любви и взросления, сопровождаемая самыми невероятными фетишами и откровенными моментами на грани фола. Эта история в плане реализма практически приближается к «Девушке у моря», показывая всю глубину и трагичность таких юношеских отношений. Вся суть манги может быть выражена в одном пассаже: «Когда я вижу твою улыбку я, почему-то, не могу думать о сексе с тобой. Даже если я делала это с кем-то другим или вела бы распутную жизнь, даже если бы мы остались совсем одни на планете… я бы никогда не смогла подумать о сексе с тобой. И не важно, сколько ты будешь плакать или умолять меня – я никогда не позволю тебе сделать это до тех пор, пока ты будешь на моей стороне. Ведь это лучше, чем рано или поздно быть брошенным».

Любовь Айбы Хидео к Сахане Куруми является своеобразным отражением подросткового взгляда на мир, полного трагизма, максимализма и характеризуемого желанием расширить и уничтожить любые возможные рамки. Подростка характеризует то, что каждый из них в той или иной форме хочет спасти мир. Для Айбы Хидео весь мир сосредоточился в тонкой, фарфоровой фигуре девушки, которая, по словам ГГ, вот-вот сломается. Как бы сказал на моём месте фанат Аянами Рей – это девушка без единой капли крови.  

Многих читателей может отпугнуть чересчур пошлый, извращённый, перекрученный характер ситуаций и диалогов между главными героями в процессе становления и развития их отношений. Непонятные, фрустрированные отношения, совмещающие различные формы петтинга, фетишизма и СМ стали дня них спасательным кругом в сером, скучном мире быта и однообразия, местом только для них двоих. Своеобразные «отдушины», — когда главный герой останавливается за секунду до эякуляции, — созданные силой воображения, оказались для них реальней повседневной жизни. Каждый миг их взаимодействия был самым счастливым моментом в жизни обоих главных героев.

В мировоззренческой конструкции японского мангаки спасением от житейской суеты выступает только любовь – чистая, безумная, дикая, вдохновенная, однако такая же трагичная и непрочная, как и всё в мире манги для взрослых. Айба Хидео предчувствует это, однако из последних сил, до последних мгновений пытается этому противостоять. Любовь для автора – это и есть концентрированная эссенция подлинной жизни, чистой и непорочной в своей естественности. Однако, любовь в его произведении – это и великое испытание, это и великая трагедия, которую по законам жанра необходимо потерять, чтобы обрести её истинную ценность.

Чтобы избежать превратного трактования манги необходимо понимать, что сексуальное, эротичное в «Сандоме»  диаметрально противоположно эротичному в творениях Амазумы Рьюты. Казуто Окада рисует и углубляет пикантные отношения между главными героями с одной целью – чтобы создать фон, на котором разворачивается удивительная по своему масштабу и трагичности лавстори. Этот фон не может скрыть тревожности, чувства опасности и надвигающейся беды, которая, от главы к главе, только нарастает в воображении внимательного читателя. К середине манги начинает на полном серьёзе казаться, что только с помощью необычных фетишей, трагикомичных отношений можно продлевать жизнь главной героине. Сандоме – это прежде всего драма в которой фетишистские, садо-мазохистские элементы являются лишь подтекстом, но никак не самоцелью, неким дополнением к происходящему.

Концовка манги предсказуема с самых первых глав: смерть Саханы Куруми – это «секрет Полишинеля», в который, однако, до последнего момента не хочется верить. Кажется, что школьная жизнь так и будет продолжаться, а жестокая и своенравная, «безумная» девчонка так и будет вечно рядом. Однако, это не так. Окада Кадзуто не мог соврать своим читателям, не мог потерять их доверие, не мог остановиться за секунду до гибели. Последняя глава – кульминация всего произведения, наполнена до самых краёв глубинными смыслами и мистериями. Возвращение домой главной героини и сцена на пляже – пожалуй лучшее, что было придумано для раскрытия подлинных смыслов отношения между мужчиной и женщиной. Сахана Куруми уходит, должна уйти – потому, что она, как Афродита (самая древняя из всех греческих богинь), приходит, когда её не зовут, и уходит, растворяясь в морской пене.

Так как же жить дальше, если нет больше рядом Саханы Куруми? Как возвращаться в повседневную действительность зная, что Саханы Куруми здесь больше никогда не будет? Зная, что лишь когда она проснётся, то по-настоящему займётся с тобой любовью. Волшебный мир, созданный воображением двух юных одиночеств, потерял свою госпожу, но пока будет жив Айба Хидео её единственный и самый верный рыцарь, будет жив и этот мирок. Этот мир мог стать мрачным и болезненным укором, постоянным напоминанием о том, насколько чудовищно слаб человек по сравнению с Судьбой. Но не стал. Как можно было догадаться, это был сильный мир. И он стал светлым воспоминанием. Пусть не без слез, не без плотно застрявшего в горле комка, но все же светлым. Но одно, дамы и господа, я Вам могу сказать точно: эта девочка не умерла, она бессмертна. Бессмертна, пока её чародейский образ живёт в сердце повзрослевшего врача, бессмертна, пока Айба Хидео её помнит. «Ты всё ещё существуешь» - вот тот ответ, которым сам рассказчик резюмирует всю суть произведения.

Больше их пути не пересекутся, невозможно. Его Куруми теперь навсегда не его. Теперь председатель Римского клуба по-настоящему стал одним из трёх великих его руководителей. И только на страницах манги образы героев останутся в вечности как остаются они в памяти читателей, которые могут ликовать и осуждать, смеяться и плакать, порицать и удивляться. Только в этом фэндоме Айба Хидео и его Сандоме будут по-настоящему возможны, так же как реальна, казалось бы, невозможная любовь, которая, говоря Набоковскими словами, «с первого взгляда, с последнего взгляда, с извечного взгляда». Только в этой манге парень может усилием воли остановится за секунду до того, как кончит.

Возможно, вся суть произведений Казуто Окады – это призыв к тому, чтобы необычные люди находили друг друга, поднимаясь над серой безликой толпой и над мещанской обыденностью, несмотря на своё прошлое, которое не хочет уходить и будущее, которое придет, хотим мы того или нет. Не будь у мангаки этой сюрреалистической веры, он бы не стал уже столько лет писать истории о сложных судьбах и отношениях между мужчиной и женщиной, о любви и ненависти, нежности и жестокости, отчаянии и стойкости, о доминантных харизматичных властных женщинах и субмиссивных, страстных мужчинах. Не родилась бы потрясающая манга «Сандоме», которая ищет и находят свой путь к самым разным человеческим сердцам.


Shiosai

PhD Political Science 16/02/2014

      

 

 

 

Автор: Shiosai
Аватар Shiosai
Все отзывы Shiosai 7
Все отзывы на Сандоме
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 16.02.14

Меню